Гора Бойка — место загадочное, аномальное, связанное с многочисленными легендами и преданиями, часто его называют ещё Крымская Шамбала и считают местом силы.
Одной из природных крепостей является труднодоступный горный массив Бойка, лежащий над селом Соколиным. В средние века, на его вершине находился монастырь и шесть небольших поселений, вокруг огромного по тем меркам для горного Крыма храма в виде византийской базилики. До наших дней сохранились только топонимы греческих и татарских названий вершин, ущелий. Так одна из вершин пятиглавого массива Бойка — Пойка обозначает — луг, пастбище, Другая — Сотира переводится с греческого как Спаситель. Отсюда, вероятно, и перешло название развалин средневекового храма во имя Христа Спасителя! Остальные три вершины носили название Караул-кая сторожевая скала, Куш-кая — Птичья скала и Курушлюк-бурун — Выступающий мыс.
Из Коккозкой долины (теперешнее село Соколиное) на перевал соединяющий гору Сотира и Бойку была проложена широкая дорога, которая далее по узкому хребту выходила на плато Ай-Петри, а дальше на южный берег Крыма. Пожалуй именно этот древний путь на Южный берег и послужил бурному развитию данного района.
В 1883 году известный Крымский краевед Василий Христофорович Кондараки побывал в этих краях и записал несколько местных легенд. Одна из них- легенда О золотой колыбели спрятанной в пещере на одной из вершин горы Бойка, стала самой популярной и привлекла умы многих исследователей.
Потом , в поисках таинственных артефактов, здесь побывали мистики изСпецализированного отдела криптографии Третьего рейха «Аненербе», во главе с «рыцарем Грааля» Отто Олендорфом. Что они нашли на горе Бойко, исторя умалчивает. Поговаривают, что сверху был спущен сундук окованный железом…
Таинственность труднодоступного скального массива, окутанного многочисленными легендами, необычные природные явления, происходящие на вершине горы (делов том, что гора Бойка является естественной геомагнитной аномалией) в настоящее время привлекают к себе тысячи неравнодушных и заинтригованных паломников — мистиков, приверженцев различных религий и просто любознательных молодых людей, желающих прикоснуться к тайне. Сейчас это место , называют Крымская Шамбала…
И действительно, что-то в этом месте есть… Многие слышат гул из горы, многие видят непонятные явления, приписываемые к НЛО, многие чувствуют мощный поток энергии исходящий из земли… Но, все понимают одно -место это чистое и светлое, созданное великим творцом- природой. Место в котором царит Любовь!
Как же добраться на вершину Бойки?
На Бойку и Храм Христа Спасителя существует множество дорог. Самая короткая и популярная из них, начинается от села Богатырь, выше живописного озера. и поднимается . До села можно добраться на машине.
Из Соколиного же, можно добраться несколькими путями: через верх Большого каньона и турстоянку Бойко; через вершину Курушлюк!; Самая короткая дорога проходит левее горы Бойка, по старинной дороги указанной ещё на верстовые картах 1890 года. Хотя некоторые участки старой Дороги не сохранились, вместо них проложены новые. Эта дорога удобно тем что что имеет плавный Подъём.
Очевидно, проложена и использовалась она ещё в древности как самая удобная гужевая дорога к монастырю и храму Христа Спасителя. Вероятно по ней подымались известняковый ракушечное блоки для строительства грандиозного храма Христа!
Дорога проходит по великолепному тенистом бамбуковом лесу и имеет на своём пути несколько родников. Самый известный из них нанесен на картах как Кружка.
Последние километры тропы высекли буквально в отвесной скале.
К сожалению, в результате обвала, небольшую часть дороги приходится преодолевать по каменной осыпи.
С безлесого участка откроются великолепные виды на главное ряду Крымские гор и бельбекскую долину.
Протяженность тропы в одну сторону 7 км. Перепад высот 600 метров. Время необходимое для маршрута 8-9 часоа.
Теперь немного о самой горе Бойка:
Глубокое ущелье Большого каньона отделяет Бойку от Главной гряды Крымских гор, длина ее окружности свыше 60 километров. Юго-восточный край Бойки переходит в длинный узкий хребет, ведущий на Ай-Петринское плато. С востока Бойку омывает река Бельбек, берущая начало у его подножия, а с запада из каньона вытекает река Голубая (Коккозка).
Бойка состоит из пяти вершин, обращенных в разные стороны, а лесистые склоны скатываются внутрь массива к глубокой котловине, наклоненной к руслу каньона. Высоты называются так: Курушлюк — длинный скалистый кряж, начинающийся у устья Большого каньона н тянущийся над Ай-Петринским шоссе и долиной речки Голубой; гора Богатырь, с мощными скалами, вздымается над деревней того же названия, расположившейся на западном склоне массива; гора Сотира, :или Спаса — самая значительная из высот Бойки (она повернута северными обрывами к селу Нагорному, а ее восточные утесы смотрят на дорогу в село Зеленое, проходящую у их подножия). Высота Караул-Кая (Сторожевая скала) обращена обрывистым краем на восток к селу Счастливому. Гора Кош-Кая (Соколиная скала), скалистая сторона ее возвышается над селом Ключевым. От горы Кош-Кая отходит на юго-восток упомянутый хребет, связывающий Бойку с яйлой.
Бойку надежно охраняют ее скалистые обрывы, и только на перевалах природа создала относительные удобства для прокладки проезжих дорог. Здесь же горцы воздвигли поперек них заградительные стены от обрыва к обрыву, кроме того, с западной стороны Бойка имела два небольших укрепления: нижнее — на одной из скал хребта Курушлюк и верхнее — на самом хребте…
На Бойке тогда мы нашли шесть поселений Х — XV веков. На седловине между Сотирой и хребтом Курушлюк, где в древности вилась дорога (сейчас она превратилась в тропу, но под толстым слоем перегноя местами прослеживаются глубокие колеи, протертые колесами в твердой скале), сохранились остатки крепиды, предохранявшие дорогу от разрушения. Крепида состоит из мощной кладки из крупных обработанных камней с прямоугольной лицевой стороной. Мы зачистили руины древнего храма размером 18 х 27 метров. Храм был трехапсидным и трехнефным с нартексом и папертью в западном конце. Храм Спаса с двускатной крышей оказался одним из самых больших в Горном Крыму. Погиб он от турецко-татарского нашествия, следы грабежа и пожара — это обломки оплавленной посуды, найденные в шурфах внутри и вокруг храма. Название храма, как в XIX веке считал археолог В.Х.Кондараки и подтвердил эту версию в наши дни О.И. Домбровский, дало имя и самой горе — Сотира. В нем и причина столь длительного сохранения этого греческого названия — храм Спаса — Спасителя.
… Люблю Бойку за дикость ее лесов с невообразимо искривленными стволами буков и грабов, за прелесть ее лугов и притягательную красу горных вершин, за ветхие и заброшенные ее тропы и дороги, откуда то и дело открываются щемящие сердце глубокие дали чистого голубого, зеленого и солнечного света. Много путей идет на Бойку из сел Многоречья, Богатыря, Счастливого. Можно попасть на нее и с Ялтинской яйлы — по дороге мимо горы Эндека по западному склону Куш-Каи.
Красива и удобна Бойка для лесного отдыха. Здесь в любое время года можно поставить небольшой походный лагерь или палатку и целыми днями бродить по очаровательной округе. Богата Бойка и дикими садами-чаирами, в них растут яблони, груши, сливы, черешня, орех, множество лесных ягод.
На затерянных дорогах порой встречаются углеобжигательные ямы. На них шумят дубы возрастом по нескольку сотен лет. Видно, в древности бытовал на Бойке промысел по изготовлению древесного угля. Нашли мы на Махульдурском перевале остатки кузнечно-литейной мастерской. В геологическом отношении Бойка исследована пока слабо. Специфический ржаво-красный цвет земли и рыхлой породы, подстилающей конгломераты, наводил на предположение о том, что здесь могла добываться руда. Так и оказалось, ученые определили, что для выплавки металла могли послужить железные конкреции, находимые в красных песчаниках тут же на перевале. Такие конкреции попадаются среди гальки многих горных ручьев Бойки.
Есть на пятиглавом массиве и хорошие источники с чистой ключевой водой, не иссякающие даже в засушливые годы.
Однажды ночь застала меня на Ялтинской яйле. Синеватая звездная мгла распростерлась над миром. Сонная звенящая тишина разлилась по лесам и урочищам. Внизу в серебряном лунном литье лежала загадочная Бойка. Мне казалось, что я увидел сказочную землю, тс’чно она явилась со страниц приключенческих книг. Я словно открыл неизвестный горный массив, легендарную страну Эльдорадо. Юность всегда богата воображением…
Есть в Крыму места, и они не сразу овладевают путником, словно не раскрывают перед ним своей внутренней прелести. Но потом приходит огромная потребность еще раз побывать в этом желанном уголке, вызывающем смутное сожаление, даже грусть, будто ты что-то пропустил в своей суматошной жизни и не успел увидеть. Ты обязательно вернешься к любимым тропам, урочищам и полянам.
Вот и все. Всего лишь несколько слов о «почтенной Пойке», это, наверное, давнишнее имя Бойки, и оно упомянуто в одной из надписей Мангупа. Легенды о Бойке, ходившие до последнего времени среди жителей Коккоз, Большого и Малого Озенбашей, Ауджикоя, Махульдура, Богатыря и других селений этой округи, невнятно повествуют о том, что когда-то Бойка была «большим городом», якобы разгромленным турками во время их борьбы с «френками» (генуэзцами).( из книги Владлена Авинды «Лучезарная Ялта -Врата рая» )
Массив Бойки занимает особое место в исследованиях средневековой истории Таврики. По мнению исследователей, Бойка представляет собой уникальное явление среди прочих укреплений Юго-Западного Крыма. Как уже отмечалось выше на территории Бойки обнаружены остатки шести средневековых поселений. Средневековые фортификаторы возвели стены, перегораживающие перевалы, ведущие вглубь массива. На одной из вершин Бойки в VIII-IХвв. был построен большой по тому времени храм Спаса. Кроме этого, были выстроены три укрепления – два из них – на вершине утёса Курушлю-кая, третье – по определению археологов – укрепленный загон – на утёсе близ Бойкинского водопада. Хребет, соединяющий массив с Ай-Петринской яйлой был перекопан глубоким рвом. Площадь, огороженная стенами, достигает 225 кв.км. По размерам с ним не может сравниться ни одно укрепление Таврики. По предположению О.И.Домбровского, это городище представляло собой замкнутый удел, состоящий из нескольких сельских поселений, объединённых вокруг большого храма Спасителя, который в Х-ХIIIвв. являлся религиозным и административным центром. Видимо, Бойка представляла собой укреплённый церковно-феодальный комплекс – явление, оригинальное среди средневековых памятников Крыма. Аналогичное явление представлял собой массив горы Аю-даг с её стенами и укреплённым монастырём.
Возникновение укреплений на Главной гряде Крымских гор историки относят к VIII в. Именно тогда полуостров попадает под власть Хазарского Каганата. В середине VIII в. хазары, пользуясь ослаблением влияния Византии на горную Таврику, активно проникают в предгорья, обкладывая население тяжёлой данью. Всё это привело к вспышке антихазарского восстания 787 г., жестоко подавленного властями Каганата. Власти Каганата ремонтируют и восстанавливают византийские крепости Мангуп и Чуфут-кале, возводят укрепление Кыз-Кермен. Военные невзгоды, связанные с борьбой за влияние в Таврике Хазарского Каганата и Византии, а потом и проникновение в Таврическую степь печенегов заставляют местное население искать убежища в горах.
В условиях нестабильности обстановки, постоянной угрозы набега и ограбления, местное население прибегает к строительству укрепленных стенами горных убежищ. Методы строительства, очевидно, несут следы местной традиции и примеров византийской фортификации. Стены бойкинских укреплений сложены из дикого камня насухо или с использованием известкового раствора. Их ширина – 1,5 – 2,6 метров, сохранились в высоту до 3-х метров. Длинными стенами перегорожены доступные перевалы, ведущие на плато Бойки. Общая протяженность заградительных стен массива достигает 1500 м. Кроме того, имеются три укреплённых убежища, условно называемые Куршлюк-I,II,III.
КУРШЛЮК – I.Укреплённый загон Х-ХIIIвв. Представляет собой вытянутый с северо-запада на северо-восток мыс, длиной 84, шириной 27м., отгороженный от остальной части плато полукольцом оборонительной стены (45м.), сложенной насухо из крупного бута. Толщина стены – 1,5 – 2м., сохранилась в высоту до 1,5м. Керамика встречается редко и большей частью в мелких фрагментах. Культурный слой отсутствует. На скальной поверхности собраны обломки стенок пифосов, красноглиняных кувшинов, горшков, сероглиняной лепной керамики IХ-Хвв.
КУРШЛЮК – II. Сторожевое укрепление Х-ХIII вв. Состоит из крепостной стены, отделяющей от крутого каменистого склона небольшую площадку, размером 78 х 49м. В некоторых местах стены сохранились на высоту до 3 м. Сложены из бута при помощи известкового раствора или насухо. Толщина стен 2-3м. Общая протяженность – 96м. У входа в укрепление – развалины четырёхугольной башни. Подъёмный материал – керамика ХII – ХIIIвв. За территорией укрепления – руины небольших однокамерных построек.
КУРШЛЮК – III. Убежище, укреплённый загон Х-ХIIIвв. находится на западном склоне г. Куршлюк, в р-не Весеннего водопада. Укрепление занимает скалистую возвышенность, окруженную по периметру каменной стеной, сложенной из бута насухо. Толщина стен – 1,3 – 1,5м., сохранилась в высоту до 1,5м. Стена двухпанцирная, с внутренней забутовкой мелким камнем и щебнем. Вход – с восточной стороны. Общая протяженность стен – около 120м.
Предательство (Историческая зарисовка по легенде В.Х. Кондараки)
В далекое средневековье пятиглавая Бойка, защищенная крепостными стенами и укреплениями, рвом на узком хребте между Бойкой и яйлой, а также естественными обрывами, представляла собой большой замкнутый удел, состоящий из шести поселений, объединившихся вокруг большого храма Спасителя. Построенный из тяжелых глыб дикарного камня на седловине между горой Сотира и хребтом Курушлюк, где рядом проходила дорога на Южнобережье, храм по своим размерам был самым большим в горах Таврики. Пол его украшала разноцветная «мозаика» из плит местного конгломерата. Перекрытие храма составляли легкие арки и своды из известкового туфа, а крышу покрывали гладкие песчаниковые плиты.
О богатстве и значимости, величии храма Спаса, стоявшего на горе Сотира (с греческого «Спаситель»), свидетельствовали не только архитектура, но и дорогая привозная посуда из Малой Азии и Херсонеса, резные надгробия, орнаментированные пифосы. Храм Спаса возглавлял Бойкинский церковно-феодальный удел.
В XV веке турки осадили Бойку, но взять ее не могли: слишком трудными и опасными для них стали скальные обрывы и крепостные стены. Осада Бойки длилась очень долго, и все это время Прокопия терзала мысль о его водяной мельнице, устроенной на горной речке: «Нашли мельницу турки? Разрушили они ее или нет? Работают ли жернова? Может, стоит выбраться через потайную калитку и сбегать посмотреть?»
Мельница Прокопия стояла за Соколиной горой, вдали от крепостной стены, закрывающей Бойку. Это была хорошо оборудованная мельница, скрытая среди каменных глыб на горном потоке. Сторожем и смотрителем на ней был старый и немой грек Каликус. «Жив ли старик? Выдал ли он потайные подвалы с зерном и мукой?» — думал Прокопий.
Наступление на Бойку турки вели с другой стороны, куда по хорс.шей дороге подходила их конница. Они поднимались на Махульдурский перевал, пытаясь с ходу взять цитадель Бойки — храм Спаса. Но вновь и вновь терпели поражение. Сейчас они оставили свои яростные атаки, где теряли много смелых янычаров, и осадили Бойку сторожевыми постами, внимательно просматривая и блокируя все дороги и тропы, ведущие к ней. Правда, в горной местности, где стояла мельница, турок появлялось очень мало. Прокопий с высоты Соколиной скалы внимательно просматривал округу близ мельницы. Начальник охраны крепостной стены Николае дал ему подзорную трубу, купленную у генуэзских моряков. Прокопий весь день вел наблюдение, но ничего подозрительного не заметил. Наоборот, в окуляр подзорной трубы он увидел сгорбленный силуэт хромого грека, мелькнувший возле реки, на которой стояла мельница. Каменные глыбы у мельницы прикрывали ветви деревьев и вечнозеленый плющ, так что с высоты Соколиной скалы ее нельзя было увидеть. «А может, ночью тайно проскользнуть к мельнице и осмотреть ее?» — подумал Прокопий. Калитку в крепости, скрытно сделанную в фундаменте стены, ему давно показал Николае. «Сегодня ночью так и сделаю, схожу к мельнице. Кажется, вокруг тихо, и турки успокоились, решив, что Бойку им не взять. Скоро польют дожди и паводок может наделать беды — поломать плотину, ведь старый Каликус один не сможет поднять задвижку, и вода сломает все на своем пути. И потом, какой я хозяин, если не осмотрю и не проверю свое добро!» — так думал и мучился Прокопий.
Осенняя ночь дышала грозой, блистая лазурными сполохами. «Будет ливень, и я проскользну незамеченным, посмотрю только на мельницу и вернусь обратно!» — наконец решился Прокопий. Жена проводила его и закрыла за ним железную калитку.
— Жди меня. Когда вернусь, постучу пять раз, и ты откроешь з.»сов, только не сиди у стены, а то ночная стража тебя увидит. Часа в четыре утра подходи к калитке и слушай мой стук! — наказал ей Прокопий.
Гроза приближалась, влажно и кисловато-горько пахло осенней листвой. Прокопий осторожно ступал рядом с тропинкой, пристально всматриваясь в каждый куст и дерево. Темный лес был пуст и тих, Прокопий осмелел и быстрее зашагал, но бдительности не терял. Гроза накатывалась чернотой и дождевым шумом. «Хорошо — буду невидим и неслышим, « — решил Прокопий. У мельницы он появился в одно время с хлынувшим ливнем. «Жив ли Каликус? — подумал Прокопий. — Надо посмотреть в сторожке». Хромоногий Каликус был там — сидел у стола с горевшим светильником и ел пшеничную лепешку. Схватили Прокопия на пороге сторожки. Турок в засаде оказалось очень много.
— Ты хозяин мельницы?
—Да.
— Как ты вышел с Бойки?
Прокопий молчал. Допрашивал его маленький толстенький турок с лоснящимся лунообразным лицом и черными дугами бровей. Привели немого Каликуса и пропустили ему руки под вращающиеся жернова. Каликус даже не мычал от боли, только кровавой пеной пузырился его рот. Потом ему переломали ноги, и тогда Прокопий рассказал о железной калитке. Турки тут хе приказали вести их к калитке. Торопливо зашагали по скользкой тропе.
Прокопий постучал пять раз, и жена отодвинула засов. Десять вокнов проскользнули за крепостную стену, остальные остались у потайной калитки. Жене, закричавшей от испуга при виде турок, тут же вспороли живот кривым ножом.
— Веди нас к храму! — приказал луна-турок. Прокопия мучила жажда, все нутро горело от страха перед пытками. Он быстро зашагал на перевал к храму Спаса. Турки темными тенями скользили за ним. Дождь прекратился, и умытая луна улыбалась со светлеющего неба. Храм Спаса был взят быстро и бесшумно, сонных стражников и монахов турки перерезали быстро. И тут же над храмом Спаса взвилось зеленое знамя ислама. Защитников крепостных стен Бойки охватили паника и отчаяние.
Умирал Прокопий у храма, где турки распяли его возле векового дуб а. Луна-турок ножом полоснул два раза по рту Прокопия, наградив кровавым знаком предателя.
смотреть далее видео о загадках Бойки
ТЕОРИЯ ЗАГОВОРА. ИСТОЧНИК ЖИЗНИ (2011)
1.Искатели: «В поисках золотой колыбели»
Секретные территории. НЛО Загадка золотой колыбели
ТАЙНА ЗОЛОТОЙ КОЛЫБЕЛИ. СЕКРЕТНЫЕ ИСТОРИИ
Крымская Шамбала
Фильм крымского писателя и путешественника Андрея Осташко «Крымская Шамбала», посвященный походу турклуба «Одиссей» на овеянную ореолом легенд гору Бойка 15-17 сентября 2006 года.